- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Налоговые преступления
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W008215 |
Тема: | Налоговые преступления |
Содержание
министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА» КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) Факультет юридический Кафедра уголовного права и процесса КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Уголовное право» на тему «Налоговые преступления» Выполнена студенткой Василенко Валерией Валерьевной 2 курса группы ЮУПв-151 Заочной формы обучения Направления подготовки «Юриспруденция» профиль Уголовно-правовой Руководитель ст. преподаватель Кафедры уголовного права и процесса, Наумов Александр Андреевич Отметка о допуске (недопуске) к защите __________________________________ «___»_____________20___г. _________________________________ (подпись руководителя) Кемерово 2018г. Содержание Введение…………………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретические основы налоговых преступлений Понятие налогового преступления и характеристика составов налоговых преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст.ст. 198, 199 Уголовного кодекса Российской Федерации…………………………………………….…………………………………...6 Отличие уклонения от уплаты налогов от минимизации (оптимизации) налогообложения……………………………………………...........................................12 Особенности расследования налоговых преступлений………………….14 Глава 2. Анализ судебной практики по расследованию налоговых преступлений в Российской Федерации Анализ причин и динамики налоговых преступлений, совершенных в виде уклонения от уплаты налогов и сборов с физических лиц………………………………………………………………………………………...23 Анализ причин и динамики налоговых преступлений, совершенных в виде уклонения от уплаты налогов и сборов с юридических лиц………………………………………………………………………………………...37 Глава 3. Пути решения проблем, связанных с расследованием налоговых преступлений в Российской Федерации 3.1 Проблемы, связанные с расследованием налоговых преступлений в Российской Федерации………………………………………………………………….44 3.2 Пути решения проблем, связанных с расследованием налоговых преступлений в Российской Федерации………………………………………………..49 Заключение………………………………………………………………………...52 Список литературы………………………………………………………………..54 Введение Налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации. Истоки формирования института налогообложения берут свое начало в глубокой древности и, несмотря на значительные изменения в понимании механизма налогообложения, суть и основное назначение данного процесса – пополнение государственной казны – осталось неизменным. Из года в год налоговые поступления являются основным источником формирования доходной части бюджета государства. В связи с этим налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Также можно отметить, что установление налогообложения является неотъемлемым признаком государства и средством обеспечения функционирования государства. Социальные выплаты населению, субсидирование бюджетных учреждений, финансирование бизнеса, научных и инвестиционных проектов и исследований, а также многие другие социально-значимые выплаты осуществляются за счет средств бюджетов различных уровней. Таким образом, своевременность и полнота уплаты налоговых платежей являются гарантом выполнения государством основных социально-значимых функций. Однако, анализ статистики привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям за 2015-2016гг. свидетельствует о наличии в Российской Федерации недобросовестных налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов. Таким образом, существенное значение для успешного развития государства, наряду с предупреждением и пресечением налоговых правонарушений, имеет увеличение уровня раскрываемости уже совершенных налоговых преступлений, которое возможно при условии проведения полного комплекса мероприятий как на стадии налоговых проверок, так и в рамках уголовного процесса. Ежегодно количество налоговых преступлений не сокращается, а временами даже увеличивается. Несмотря на это раскрываемость таких преступлений чаще всего остается на прежнем уровне, что обусловлено наличием сложностей при расследовании таких преступлений. Цель курсовой работы состоит в рассмотрении и определении налоговых преступлений, предусмотренных ст.ст. 198 и 199 УК РФ. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач: 1. Рассмотреть понятие налогового преступления, а именно: - определить термин «налоговое преступление», установить состав налогового преступления и основания для возбуждения уголовного дела; - установить отличие уклонения от уплаты налогов от минимизации (оптимизации) налогообложения - особенности расследования налоговых преступлений. 2. Проанализировать судебную практику по расследованию налоговых преступлений в Российской Федерации. 3. Определить проблемы, связанные с расследованием налоговых преступлений в Российской Федерации и предложить пути их решения. 1. Теоретические основы налоговых преступлений 1.1 Понятие налогового преступления и характеристика составов налоговых преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст.ст. 198, 199 Уголовного кодекса Российской Федерации Законодательно-закрепленное определение понятия «налоговое преступление» в настоящее время отсутствует как в налоговом, так и в уголовном законодательстве Российской Федерации. В связи с этим для терминологического определения понятия «налоговое преступление» целесообразно обратиться к нормам Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), прямо предписывающим наличие уголовной ответственности за совершение действий (бездействия), связанных с несоблюдением обязанностей налогоплательщиков. Так, ст. 198 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за уклонение физическими лицами от уплаты налогов, сборов и (или) физических лиц - плательщиков страховых взносов от уплаты страховых взносов путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений. Аналогично, согласно ст.199 УК РФ, уголовно-наказуемым является уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов, путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений. Таким образом, при определении налогового преступления существенным является наличие факта уклонения от уплаты законно установленных налогов, сборов и страховых взносов. Отличие норм вышеприведенных статей заключается исключительно в категории лиц (физическое или юридическое), признаваемых в соответствии с налоговым законодательством плательщиками тех или иных налогов, сборов и страховых платежей. Следовательно, налоговые преступления можно определить как преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов. Налоговое преступление – это совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством территории, к юрисдикционной принадлежности которой оно отнесено. В действующей редакции Уголовного Кодекса предусмотрено четыре статьи регулирующих ответственность за налоговые преступления: ст. 198 «Уклонение физического лица от уплаты налога и (или) сбора физического лица» ст. 199 «Уклонение физического лица от уплаты налога и (или) сбора с юридического лица» ст. 199.1 «Неисполнение обязанностей налоговых агентов» ст. 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организаций или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов» Непосредственным объектом преступлений, предусмотренных статьями 198 и 199 УК РФ, являются общественные отношения, связанные с обязанностью физических и юридических лиц уплачивать различные налоги (сборы). Объективная сторона преступлений, состав которых предусмотрен статьями 198 и 199, состоит из: деяний, выражающихся в уклонении физическим лицом или организацией налогов и (или) сборов; общественно опасного последствия, выраженных в неуплате налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере; причинной связи. В Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 года № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» под уклонением от уплаты налогов и (или) сборов следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и (или) сборов в бюджетную систему Российской Федерации. В настоящее время в статьях 198 и 199 УК РФ не конкретизируются способы уклонения от уплаты налогов и сборов и обозначаются в следующем виде: путем бездействий, выражающихся в уклонении путем непредставления налоговой декларации и (или) непредставления иных документов, предоставление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным; путем действия, т.е. включения заведомо ложных сведений в налоговую декларацию или включения в заведомо ложных сведений в иные документы, предоставление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным Перечень документов, которые необходимо предоставить в налоговый орган, предусматривается налоговым законодательством и зависит от вида налога или сбора. Ответственность по ст. 198 и ст. 199 УК РФ может наступить за уклонение от уплаты любого налога и сбора, которые обязаны уплачивать физические лица (в т.ч. индивидуальные предприниматели) и организации, совершенное одним из названных способов. При этом уголовное наказание следует только за такое непредставление документов или внесение заведомо ложных сведений в такие документы, которое повлекло за собой уклонение от уплаты налогов в крупном или особо крупном размере. Состав преступления сконструирован как материальный, и обязательным условием ответственности является неуплата налога в крупном и особо крупном размерах, что следует признать последствием данных преступлений. Также в случаях обязанности налогоплательщиком уплачивать авансовые платежи, может быть рассмотрено дело о покушении на уклонение от уплаты налогов, в соответствии с тем, что в постановлении Пленума Верховного Суда РФ указывается, что моментом окончании преступления, предусмотренного статьями 198 и 199 УК РФ, следует считать фактическую неуплату налогов и сборов в срок, установленным налоговым законодательством. При этом внесение исправлений в предоставленные в налоговый орган документы или полная уплата налога может рассматриваться как добровольный отказ от совершения преступления. Крупный размер уклонения от уплаты налогов и сборов с физического лица определяется суммой неуплаченных налогов и сборов составляющих за период в пределах трех финансовых лет подряд более 900 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо превышающих 2 700 000 рублей, а особо крупный размер определяется суммой, составляющей за период в пределах трех финансовых лет подряд более 4 500 000 рублей при условии, что доля неуплаченных налогов (сборов) превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо превышающей 13 500 000 рублей. Крупный размер уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организаций в соответствии с ч. 1 ст. 199 УК РФ образует сумма неуплаченных налогов (сборов), составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 5 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов (сборов) превышает 25 % подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо превышающей 15 000 000 рублей, а особо крупный размер – сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 15 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов (сборов) превышает 50 % подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо превышающей 45 000 000 рублей. При этом размер неуплаченной суммы налогов (сборов) может определяться как по одному виду налога, так и по нескольким видам налога в совокупности. Также законодательно предусмотрен только предельный срок, за который можно суммировать неуплаченные налоги и сборы. То есть сумма неуплаченного налога, предусматривающая ответственность по статьям 198 или 199 может сформироваться и за один финансовый год или один налоговый период. Также уклонение от уплаты налогов следует считать продолжаемым преступлением. Именно продолжаемость процесса уклонения в течение нескольких лет подряд позволяет говорить о наличии у виновных лиц единого умысла. При этом при определении размера неуплаченных налогов, следует принимать во внимание все факты наличия переплаты по налогам и сборам на момент проведения проверок исполнительными органами власти. Субъективная сторона преступления, предусмотренная данными статьями, характеризуется прямым умыслом, так как налогоплательщик, осознавая общественно-опасный характер своих действий, не предоставляет налоговую декларацию или иные документы или вносит заведомо ложные сведения в такие документы. Так же на данное обстоятельство указывает постановление Конституционного Суда РФ от 27 мая 2003 г. № 9-П, где указано, что «уклонение» указывает на конкретную цель налогоплательщика, а именно избежать уплаты законно установленных налогов и сборов. Субъектом преступлений, предусмотренных статьей 198 УК РФ, является физическое лицо, на которое возложена обязанность, платить законно установленные налоги и сборы, а также предоставлять в налоговые органы налоговые декларации. Субъектом преступления, ответственность за которое предусмотрена статьей 198 УК РФ, по мнению Верховного Суда РФ, может быть и другое физическое лицо, которое осуществляет представительство в совершении действий, регулируемых налоговым законодательством, так как в соответствии с НК РФ налогоплательщик (плательщик сборов) вправе участвовать в таких отношениях через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ является организация - юридическое лицо. При этом возникает проблема по определению круга физических лиц, ответственных за преступления совершенные организацией. Чаще всего такими лицами признаются официальные представители организации, у которых имеется право подписи, такие как руководитель организации, главный бухгалтер. Также все лица, которые знали о том, что организация уклоняется от уплаты законно установленных налогов и сборов, могу быть привлечены к ответственности как соучастники преступления. К субъектам преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ постановлением Верховного Суда РФ относятся также иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы. Лица, которые организуют или же склоняют руководителя организации, главного бухгалтера или иных лиц к совершению преступления предусмотренных статьей 199 УК РФ, а также лица содействующие совершению такого преступления несут ответственность как организатор, подстрекатель или же пособник преступления соответственно. Частью второй статьи 199 УК РФ также предусмотрен такой состав преступления как уклонение от уплаты налогов группой лиц по предварительному сговору. При этом в группу лиц, участвующих в сговоре могут входить как руководитель и (или) главный бухгалтер организации, так и иные лица, участвующие в исполнении объективной стороны преступления. Деяния, предусмотренные ч.1 ст.198 и ч.1 ст.199 УК РФ классифицируются как преступления небольшой тяжести; ч.2 ст. 198 УК РФ – как преступления средней тяжести и ч.2 ст. 199 УК РФ – как тяжкие преступления Лицо, которое впервые совершает преступление, предусмотренное ст. 199 УК, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом или организацией были полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, сумм штрафов в размере, определяемом Налоговым кодексом РФ. 1.2 Отличие уклонения от уплаты налогов от минимизации (оптимизации) налогообложения В настоящее время ситуация на внутрироссийском рынке складывается таким образом, что затраты организаций и индивидуальных предпринимателей, связанные с уплатой налогов, являются одной из основных статей расходов. В связи с этим учитывая, что основной целью деятельности субъектов предпринимательской деятельности является получение максимально возможной прибыли, многие организации при ведении финансово-хозяйственной деятельности придерживаются политики, направленной на уменьшение сумм налога, подлежащих уплате. Уклонение от уплаты налогов является формой уменьшения налоговых и других платежей, при которой налогоплательщик умышленно или неосторожно избегает уплаты налога или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства. Любое действие налогоплательщика совершенное с целью уклонения от уплаты налогов, является противозаконным. В данном случае, главное отличие уклонения от уплаты налогов от налоговой оптимизации заключается в выборе пути достижения налогоплательщиком снижения налогового обязательства. Рассмотрим отличие уклонения от уплаты налогов от оптимизации (минимизации) налогообложения на примере упрощенной системы налогообложения (УСН). Организации (предпринимателю), чтобы перейти на УСН, нужно выбрать объект налогообложения и указать его в Заявлении о переходе на УСН. Главой 26.2 Налогового кодекса РФ (НК РФ) предусмотрено два объекта налогообложения: - доходы; - доходы, уменьшенные на сумму расходов. В первом случае ставка единого налога составляет 6% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ). При этом расходы налогоплательщика, осуществленные в течение налогового периода, не учитываются при расчете единого налога. Что касается другого объекта налогообложения - доходов, уменьшенных на величину расходов, то налоговая ставка по нему составляет 15% (п. 2 ст. 346.20 НК РФ). Как правило, ключевым критерием при выборе организациями и ИП одного из вышеуказанных объектов налогообложения УСН является размер потенциального налога, подлежащего к уплате, иными словами – применяется тот объект, сумма исчисленного налога с которого будет наименьшей. Данные действия налогоплательщика связаны с оптимизацией (минимизацией) налогообложения и не содержат признаков уклонения от уплаты налогов. При этом УСН могут применять не все организации и ИП. Так, в соответствии с п. 4 ст. 346.13 НК РФ, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили 150 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям. При этом после утраты права на применение УСН налогоплательщики обязаны уплачивать налоги по общей системе налогообложения. Отсутствие факта исчисления и уплаты законно установленных налогов и сборов после утраты права на применение УСН признается уклонением от уплаты налогов при соблюдении условий, предусмотренных ст.ст. 198 и 199 УК РФ, а именно: - длительность совершения (в течение нескольких налоговых периодов); - размер неуплаченных налогов. Как правило, данные нарушения устанавливаются в рамках выездных налоговых проверок, которые в соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ проводятся за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. 1.3 Особенности расследования налоговых преступлений В 2010 году в уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации было внесена поправка в 140 статью, в которой указывалось, что поводом для возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям могут быть только материалы налоговых проверок налоговыми органами. Следовательно, следственному комитету РФ было запрещено возбуждать уголовные дела по таким преступлениям по иным причинам, например, по результатам оперативной информации. Однако согласно словам главы Следственного Комитета РФ Бастрыкина А. И. именно эта поправка снизила эффективность расследования налоговых преступлений, вследствие чего Следственный Комитет РФ неоднократно выступал за отмену принятых поправок, и выдвигал инициативу по возврату возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям на иных основаниях, помимо материалов налоговых органов. Однако, бизнес выступает против данных поправок, ссылаясь на следующие причины: для правильной оценки действий налогоплательщиков необходимы специальные знания в области налогообложения, которыми налоговые органы, несомненно, обладают; у следственных органов нет определенной методики расследования налоговых преступлений, что ведет к низкой эффективности таких расследований, и следовательно, может привести и к нарушению прав налогоплательщиков; разные подходы к определению и квалификации налоговых преступлений у налоговых и следственных органов, что создает правовую неопределенность для налогоплательщиков; у налогоплательщиков будет отсутствовать целый ряд правовых гарантий защиты их прав, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ при проведении проверок налоговыми органами. Однако, не смотря на все разногласия, в октябре 2014 года было принят закон об отмене данного пункта в УПК РФ и Следственному комитету РФ вернулось право самостоятельно возбуждать уголовные дела без предварительного поступления материалов налоговых проверок от налоговых органов. Данные изменения, однако, не внесли существенного упрощения процесса возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. Согласно п.2 ст. 36 Налогового кодекса РФ при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел, следственные органы обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения. Таким образом, сотрудники полиции и/или следственного органа при получении информации, в ходе оперативных действий, о совершении налогового преступления обязаны направить полученные материалы в соответствующий налоговый орган. В феврале 2015 года Приказом ФНС России от 16.02.2015 N ММВ-7-2/70@ был принят «Порядок рассмотрения налоговыми органами сообщений о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации». Согласно этому документу после поступления информации в следственные органы о предположительно совершенном налоговом преступлении, органы следствия должны послать в налоговые органы запрос о предоставлении информации о налогоплательщике, проводимых в отношении него налоговых проверок и наличия подтверждения совершения налогового преступления. В свою очередь вышестоящий налоговый орган должен рассмотреть все материалы в течение 15 суток. В трехдневный срок вышестоящий налоговый орган делает запрос в нижестоящий налоговый орган о проверке постановки на учет налогоплательщика. Если ответ будет положительным, то нижестоящий орган в течение семи суток обязан выполнить одно из следующих действий: подготовить заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительно рассчитанной суммы недоимки, в случае, если такие обстоятельства были выявлены в ходе проведения ранее назначенных налоговых проверок и решения по таким проверкам, уже вступило в силу; подготовить информацию о том, что в отношении налогоплательщика проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято или не вступило в силу; подготовить информацию об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах, в случае если такие обстоятельства не были предметом исследования при проведении проверок. В случае если в нижестоящем налоговом органе данный налогоплательщик на учете не стоит то в течение суток такая информация поступает в вышестоящий налоговый орган, а если и в вышестоящем налоговом органе нет информации о постановке на учет налогоплательщика, то такая информация передается органам следствия. По результатам рассмотрения материалов направленных следователем вышестоящий налоговый орган в течение 15 суток с момента их получения на основе имеющихся сведений и информации, поступившей от нижестоящих налоговых органов, направляет следователю: Заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам, в том случае если обстоятельства указанные в сообщении о преступлении были предметом проведения проверки налоговых органов, по результатам которых вынесенное решение вступило в силу. А также информацию об обжаловании или приостановлении такого исполнения, если информация об обстоятельствах, которая указана в сообщении о преступлении ранее была направлена в следственные органы, уполномоченным проводить предварительное расследование по налоговым преступлениям. Информацию, о том, что в отношении налогоплательщика проводится налоговая проверка, по результатам которой еще не вынесено решение или оно не вступило в силу. Информацию об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сбора в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговых проверок, в том числе в том случае, когда налогоплательщик не состоит на учете в нижестоящем налоговом органе. В случаях наличия достаточных оснований полагать, что сообщение о совершении налогового преступления достоверно, следственный орган может не дожидаться поступления информации из налоговых органов о налогоплательщике и самостоятельно возбуждать уголовное дело. Одним из самых веских оснований для возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям являются акты налоговых органов о проведении налоговых проверок в отношении налогоплательщика и принятого на основании этого акта решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Анализ данных документов проводится в три этапа: «Внешняя» оценка. В процессе такой оценке проводится анализ правильности оформления документов и легитимности проведения проверки. В частности проверяется наличие таких документов как: постановление о проведении проверки; протоколы изъятия необходимых первичных документов акт налоговой проверки с решением о привлечении к ответственности налогоплательщика и прочие. Формальная «внутренняя» проверка. На данном этапе проверяется правильность использования нормативной правовой базы при исследовании предмета проверки и наличие причинно-следственной связи между исследованием и сделанными выводами. В частности проверяются сведения о проверяемом налогоплательщике; методы проведения проверки и используемая нормативная правовая база; изученные в ходе проведения проверки документы. Оценка фактических данных. При оценке фактической стороны акта, необходимо в описанных в акте обстоятельствах выявить признаки состава налогового преступления. Главным образом необходимо определить точную сумму недоимки по налогам и сборам, так как уголовно наказуемым будет только то преступление, которое совершено в крупном или особо крупном размере. Для объективной оценки и углубленного анализа акта проверки на стадии решения вопроса о возбуждении уголовного дела целесообразно получить консультации от опытных специалистов – налоговых инспекторов, аудиторов, контролеров-ревизоров и т. д., ли объяснения от должностного лица, проводившего проверку. Установив в деянии признаки состава налогового преступления, необходимо квалифицировать его по соответствующему пункту, части и статье Уголовного кодекса. Следует иметь в виду, что получение необходимых данных должно быть ограничено задачами стадии возбуждения уголовного дела. Необоснованное расширение пределов проверки затягивает решение вопроса о возбуждении уголовного дела, создавая условия для уничтожения следов и сокрытия преступления. После возбуждения уголовного дела составляется план расследования, который включает: Следственные версии, выдвигаемые на основании полученных данных; Организационно-подготовительные, следственные, оперативно-розыскные, прочие действия и мероприятия, как направленные на проверку выдвинутых версий, так и носящие общий характер; Сроки проведения следственных мероприятий; Сведения о должностных лицах, проводящих определенные следственные и оперативные мероприятия; Результаты проведения отдельных мероприятий. План подлежит обязательной корректировке в зависимости от изменений обстоятельств. При составлении плана расследования необходимо предусматривать такие обязательные мероприятия: обыски и выемки документов и компьютерных носителей; выемки документов у банков, контрагентов, которые относятся к операциям связанным с налогоплательщиком в отношении, которого ведется расследование; принятие обеспечительных мер, таких как, наложение ареста на имущество налогоплательщика, приостановление операций по счетам в банках; осмотры изъятых документов и компьютерных носителей информации; назначение бухгалтерских, экономических и налоговых экспертиз; допросы сотрудников налоговых органов, проводивших проверки; допросы представителей налогоплательщика (руководителей, собственников, сотрудников предприятий) допросы представителей контрагентов налогоплательщика и т.д. Особенностью расследования налоговых преступлений является тот факт, что первоочередными оперативными мероприятиями являются обыски и выемки документов, которые организуются для того, чтобы максимально противодействовать фальсификации и сокрытию доказательств. Также именно документы налогоплательщика и его контрагентов будут основной доказательной базой. Обязательному изъятию подлежат следующие документы: регистрационные документы налогоплательщика, свидетельствующие о регистрации налогоплательщика, предоставляющие информацию о его учредителях, размере уставного капитала и прочие данные; организационно-распорядительные документы, которые содержат сведения о назначении и/или снятии с должности руководящих лиц, главного бухгалтера и прочих сотрудников, а также сведения об отпусках, командировках и другие; трудовые договора и должностные инструкции; договора, отражающие ведение предпринимательской деятельности, такие как договора с контрагентами; документы налоговой и бухгалтерской отчетности; первичные документы бухгалтерского учета (главные книги, оборотно-сальдовые ведомости; верки расчетов и проч.); банковские первичные документы, а также кассовые документы; первичные документы налогового учета; тетради, журналы, записные книжки, компьютерные и другие носители информации, содержащие сведения о фактически произведённых операциях с денежными средствами. Часто первичные документы содержат специфическую информацию, для подтверждения которой необходимо наличие специальных знаний. В случаях необходимости прибегают к проведению таких видов экспертиз как: Судебно-бухгалтерская экспертиза, которая назначается для решения вопросов о правильности оформления документов. Так же проверяются обстоятельства, которые касаются недостач, излишков, качества проведенных ревизий и прочие обстоятельства; Финансово-экономическая экспертиза, позволяющая установить искажения в бухгалтерской отчетности и методы и способы, которыми были допущены такие искажения, а также позволяет выявить конкретные нарушения законодательства о налогах и сборах; Судебно-товароведческая экспертиза с помощью, которой изучаются вопросы установления качественных и количественных характеристик изделий, степень их соответствия техническим условиям и образцам, достоверности установления цены на конкретные изделия; Криминалистические экспертизы документов, задачей которой является проведение экспертиз текстов, подписей, печатей, штампов и прочее на предмет их соответствия и подлинности Судебная компьютерно-техническая экспертиза проводится для исследования компьютерных программ в целях установления соответствия этих программ установленным правилам ведения бухгалтерского учета, диагностирования компьютерной информации и др. После сбора всех необходимых документов, их проверки и анализа назначаются очные ставки и допросы представителей налогоплательщика, а также его контрагентов. Допросы по делам о налоговых преступлениях всегда специфичны и трудны в плане подготовки к таким мероприятиям. Это обусловлено тем, что большинство из допрашиваемых лиц, обладают специальными знаниями, имеют высокий уровень профессиональной подготовки и вероятнее всего могут дать ложные показание, опираясь на свои знания. Поэтому прежде чем проводить очные ставки и допросы необходимо собрать все возможные доказательства и провести экспертизы, что требует тщательной и долгой подготовки. При подготовке допроса необходимо: учитывать данные МВД России и ФСБ России о представителях налогоплательщика; подготовить доказательства, которые подтверждают преступную деятельность налогоплательщика; определить форму противодействия налогоплательщика и др. Таким образом, можно отметить, что процесс доказывания совершения налогового преступление очень сложен. Чаще всего не су....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: